пятница, 8 февраля 2013 г.

счастья нет но рассеян мрак

Любовью попран ад,

«… Бессильна злоба,

Еще одной сферой, в которой проявилась глубокая интегрированность Коста в русскую культуру, является его христианская поэзия. Тема веры, христианской любви, страдания и искупления занимает большое место в творчестве Хетагурова. Без сомнения, религиозные убеждения поэта отличались от официальной ортодоксальной доктрины православной церкви, были во многом более прогрессивны, гуманистичны, чем у большинства его современников. Но интерпретация личности и творчества поэта в сугубо атеистическом аспекте, как это было принято в советскую эпоху, абсолютно несправедлива. Христианство, по мнению Коста, аккумулировало в себе идею всеобщей любви и братства и является религией, которая позволит создать новый мир, построенный на ценностях свободы, равенства, взаимной терпимости и любви между людьми. Так, в стихотворении «Христос Воскрес!», написанном на Пасху, Коста описывает картину вселенского ликования и гармонии:

Другим, не менее важным аспектом деятельности Хетагурова является его связь с русской литературной традицией и культурой в целом. Связь его творчества с наследием таких великих русских поэтов и писателей, как Грибоедов, Лермонтов, Некрасов, Островский, глубока и неоспорима. В их произведениях поэт черпал вдохновение и силы для продолжения своей работы, эти люди служили для него духовным ориентиром, были близки ему как в личностном, так и в творческом плане. Очень важное место в его творчестве занимают стихотворения памяти Грибоедова, Лермонтова, Островского.  

К. Хетагуров "Перевал Зикара"

Коста сознавал важность фольклорного творчества и народной традиции для мировой культуры. Он писал: «Обычаи глубоко вкоренились в народную жизнь, и изменить их не так легко, как думают многие. Одним росчерком пера и даже вымогательством общественных приговоров нельзя уничтожить того, что создавалось веками». Коста хорошо знал и любил осетинский фольклор. Во многих своих произведениях он использует древние сказания, поверья и легенды. Народные мотивы настолько гармонично вплетаются в его творчество, что вычленить народный элемент, определить границу между фольклором и авторскими привнесениями практически невозможно. Хетагуров сознательно прибегал к использованию сюжетов из народных легенд, песен и сказаний. Он в определенной мере изменял их форму, адаптировал их к своему авторскому стилю, но сохранял неизменной их глубинную сущность, передающую своеобразие народного миропонимания. От многих других писателей, занимавшихся этнографическими исследованиями на Кавказе и использовавших фольклорные мотивы народов Кавказа в своих произведениях, Хетагурова отличает подлинное понимание народного творчества, ощущение принадлежности к культуре своего народа.

Хетагуров писал о себе: «Я – осетин Коста Хетагуров, художник, поэт и народный певец». В действительности Коста являл собой уникальный пример культурной аккумуляции. Получив образование в России, во многом усвоив и приняв русскую культурную традицию, Коста в то же время сохранил свое этническое самосознание, не утратил глубокую духовную связь со своим народом. Вся его деятельность была направлена на возрождение и развитие национальной культуры. При этом он ясно осознавал тесную, исторически сложившуюся взаимосвязь русской и осетинской культур и не отрицал важности русского влияния на Кавказ. Таким образом, его творчество стало своеобразным синтезом христианских образов, православных традиций и элементов осетинского фольклора (в том числе нартского эпоса), прогрессивных гуманистических идей и глубокого уважения к обычаям народа.

с. Нар - родина Коста.

Коста печатал свои стихи и статьи в местных газетах и журналах, активно занимался общественной и правозащитной деятельностью. В 1891 г. за свою литературную и общественную деятельность он был выслан за пределы Осетии. Ссылка продлилась вплоть до 1899 г. Во время ссылки поэт заболевает тяжелой формой костного туберкулеза. Несмотря на проведенные операции, болезнь постепенно прогрессирует. Вернувшись в 1901 г. во Владикавказ, Коста был уже не в состоянии работать. Умер поэт 19 марта 1906 г. в селе Георгиевско-Осетинском.

Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 г. в осетинском селении Нар в небогатой семье прапорщика русской армии. Рано потеряв мать, Коста воспитывался мачехой и дальними родственниками. Он учился в Нарской школе, затем во Владикавказской гимназии. В 1881 г. будущего поэта приняли в Петербургскую академию художеств, но через два года лишили стипендии, Оказавшись без средств существования, он был вынужден вернуться во Владикавказ.

"Весь мир – мой храм, любовь – моя святыня, вселенная – отечество мое". Эти строчки стихотворения Коста Хетагурова могли бы стать эпиграфом конкурса "Малая Родина - центр Вселенной". 

Тимошкина Наталья Викторовна

Класс: 2 курсФотоальбом

Школа: педагогический факультет СОГУ

Савлохова Марина Батразовна

Школа: педагогический факультет СОГУ

Шаповалова Виктория Георгиевна

Школа: педагогический факультет СОГУ

Сарнацкая Марина Брониславовна

Руководитель: Тимошкина Наталья ВикторовнаМесто работы или учёбы: Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. ХетагуроваДолжность: доцент

Комментариев нет:

Отправить комментарий