пятница, 1 февраля 2013 г.

житие патриарха никона

С Соловецкого монастыря Никон вывозит в Москву мощи чтимого там Филиппа, чем вызывает недовольство братии. А в столице начинает "книжную справу" - первый шаг церковной реформы, вызвавшей раскол Церкви, не излеченный по настоящее время. Во все монастыри были разосланы "новые" исправленные книги и указания служить только по ним. На Соловках изучили правки и в сомнении отложили новые книги в подвалы, мол, на "старых" книгах взрощено огромное число святых, а правки ничем не обоснованы. Монахи посылали в столицу грамоты, доказывающие ошибочность нововведений и просьбы служить "по старому". Вместо рассмотрений и разрешений на острова сперва отправлялись одна за другой комиссии с целью принудить непокорных к подчинению центральной власти, а после, когда комиссионеров начали разворачивать и не пускать в монастырь, просто-напросто были направлены регулярные армейские части. В то же время, дабы отвратить местное население и многочисленных паломников от мятежного прославленного монастыря, Никон в самом начале той же самой Онежской губы на основывает в честь своего спасения от бури "перехватывающий" монастырь, где размещает искусственную "мегасвятыню" - Кийский крест - копию Креста Распятия, в который вмонтированы до 300 (!) частиц различных святынь (мощей почитаемых святых, земли из святых мест и пр.). Этому своему "альтернативному" монастырю Никон передает и все вотчины Соловецкого монастыря, желая задушить тот экономически. А на Соловках началось знаменитое "Соловецкое сидение" - осада монастыря царской армией. Сперва осада была всего лишь "демонстрацией силы", на которую монахам, уверенным в своей правоте, да находящимся за полноценной крепостной стеной, с огромными запасами продовольствия и источниками пресной воды было, мягко говоря, наплевать. Позже, после отстранения командира за отсутствие результатов и назначения нового командующего с большими полномочиями действия перешли в активную фазу, началась осада по всем правилам военной науки, с использованием артиллерии, насыпями, подкопами и штурмами. Продолжалось "сидение" восемь (!) лет и то монастырь удалось взять только после предательства одного из осажденных, указавшего тайный ход под одной из башен. Расправа была жесточайшей, монахов сажали на кол и подвешивали на крюках, вмораживали в лед. Оставшихся в живых разосслали по острогам. Через несколько дней после осады умирает царь Алексей Михайлович. По легенде он перед смертью отправил гонца с приказом снять осаду, но исполниться воле не было суждено.

Трапезная палата, расположеная вплотную к Келарской, также на втором этаже сейчас закрыта для посещений. Фото привожу по прошлому своему посещению соловков (лет 6 назад). Это огромный зал (483 м2), своды которого поддерживаются единственной могучей колонной. Здесь проводились официальные монастырские церемонии, здесь же, в соответствии с названием, совершалась трапеза. Вообще монастырь еще в начале XVII в. бесплатно кормил ежедневно более 2000 (!) человек из числа паломников и трудников.

Туристов сейчас водят в Келарскую палату - довольно просторный одностолпный зал, но сравниться с Трапезной палатой она не в состоянии.

В монастыре сейчас хорошие звонари, таких звонов мало где услышишь. Вот еще привези новые колокола. Фото не передает масштаба, сравните величину колоколов с высотой этажей постройки на заднем плане. Возникло оправданное опасение, что ветхая колокольня в состоянии выдержать такую тяжесть, поэтому пока сооружают временную звонницу у входа в трапезную, под колокольней.

Елеазар Анзерский видит на Никоне змия. Иллюстрация из анонимной старообрядческой рукописи. Приводится по: "Сказание о житии патриарха Никона в лицах". М.: "Третий Рим" (старообрядческое издательство) 2005.-62 с.

Монастырь связан с деятельностью и другого главы русской церкви - патриарха Никона. Кроме центрального монастыря на островах было несколько пустыней и скитов. Один из скитов был на острове Анзер. Правил им знаменитый Елеазар Анзерский. В то же время амбициозный провинциальный мордовский поп Никита Минов перебирается в столицу, откуда, отправив жену в центральный Алексеевский монастырь, сам отправляется на Север, приняв при постриге имя Никон. Не выдерживает монашеской жизни под руководством Елеазара (по легенде Елеазар в видении увидел как бы черную змею, обвивающую шею Никона и нашептывающую ему в ухо) и, прихватив с собой две монастырские книги, бежит в лодке с Анзера в направлении устья реки Онеги. На последних верстах пути по Онежской губе попадает в шторм и терпит бедствие на , но все-таки добирается до материка, поступает в маленький монастырек, внеся в качестве вклада украденные с Соловков книги. Там почти сразу умирает местный игумен и братия выбирает образованного Никона. "По делам монастыря" отправляется в Москву и больше оттуда не возвращается. В столице, видимо при помощи жены, успевшей продвинуться в центральном монастыре рядом с Кремлем, представлен молодому царю Алексею Михайловичу как ученик (!) того самого Елеазара Анзерского и, как мудрый северный монах, становится советником царя. А при подвернувшемся случае и выдвинут в патриархи.

  Соловки /Фотоотчет о путешествии, 3-я часть/

Фотоотчет о путешествии. Соловки. Июль-август 2007 г. (3-ая часть)

Комментариев нет:

Отправить комментарий